Ильина Светлана Васильевна
КГКП «Тобольский профессионально – технический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать
его более занимательным
Блез Паскаль
В условиях глобализации, повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, рынок профессионального труда требует от выпускников средних глубоких и осмысленных знаний математики. Традиционные методы преподавания математики не позволяют максимально эффективно и качественно обеспечить обучающихся всем набором необходимых математических знаний, умений и навыков. Решением указанной проблемы может служить использование инновационных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Применение информационных технологий способствует развитию новых педагогических методов и приемов, смягчает переход от традиционных к интерактивным способам обучения, а также содействует расширению понимания решаемых математических задач. Специалисты в области инновационных образовательных технологий утверждают, что внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс, позволяет повысить эффективность обучения, в среднем на 30 %.
Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. [2]
Ценностью мультимедийных презентаций, а также программ-тренажёров, обучающих и контролирующих компьютерных программ, является эффективная демонстрация чертежей, схем, рисунков, оптимизация и экономия учебного времени, а также лучшее запоминание и усвоение учащимися учебно-практического материала.
Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники должны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в современном высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.
Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ребенок. Все это побуждает к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в практике.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому ребенку обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Уже с первой минуты урок может стать неординарным, может привлечь внимание учеников: к учебе в целом, к предмету, к теме урока. Для этого использую различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и так далее.
Например:
1. Цитаты: «Великая книга природы написана математическими символами» Галилей;
«Математика - самая надежная форма пророчества» В. Швебель.
2. У студентов Гарвардского университета есть высказывания, которые мотивируют их на учебу:
а) Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь;
б) Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна и т.д. [1]
В основе инновационного урока использую обучение через образы, которое уже внедряется в течение нескольких лет и даёт неплохие результаты. Предлагаю задания, которые начинается со слов: «Представьте, что вы …». Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?» или фразу, в которой пропущена часть слов, куда нужно вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. Например: «В задачах тех ищи удачу, где …», «Математику уже затем учить надо, потому что …». После вариантов, предложенными детьми, познакомить их с настоящим ответом и узнать, кто был наиболее близок к нему. [3]
На уроках математики просто необходимо показывать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром, показывать ее применение в практических и жизненных ситуациях.
Использую на своих уроках занимательные математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи.
Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием придает более творческий характер работам обучающихся.
На своих занятиях я использую различные технологии: игровые технологии, ИКТ технологии, тестовые технологии.
Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. [4]
Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решить проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. [5]
- инновационных технологий помогает научить обучающихся активным способам получения новых знаний, создать комфортные условия для их обучения. Также у обучающихся со слабой мотивацией появляется интерес к математике.
Таким образом, использование ИКТ, помогает преподавателю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению математики и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение обучающимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
Литература: