Суббота, 27.07.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

ТОБОЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

 

Актуальность просветительских идей в воспитательном аспекте технического и профессионального образования.

А.А. Абдрахманова

КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

 

                                                                                                                                                                                                                             Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно  кажется делом знакомым и    понятным,

                                                                                                                                                                                                            а иным даже легким,   и тем понятнее и легче кажется  оно, чем менее человек с ним  знаком

                                                                                                    теоретически или   практически.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 К.Д. Ушинский

 

Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.(1)

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны. Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в.:Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско- киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Турнгайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждом  училище. Цель открытия этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию». Ибрай Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.(2)

В богатом наследии Абая Кунанбаева, поэта, просветителя для нас самым ценным являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Поэт-мыслитель, художник слова обладал неузарядными педагогическими способностями, хотя он не был профессиональным педагогом. Особое внимание Абай уделял вопросам умственного, нравственного, профессионально-трудового, семейного воспитания. Великий просветитель глубоко обосновал единство и взаимосвязь, взаимозависимость всех компонентов педагогического процесса.

Педагогические идеи великих просветителей не потеряли свою актуальность и наше время. В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в колледжах. Современный рабочий должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью жить и работать. Профессиональная школа добилась определенных успехов в подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем обращается внимание на необходимость улучшения воспитательной работы с будущими молодыми рабочими.

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А.С. Макаренко дал следующие определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители, педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетаются с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».(3)

В колледжах центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер производственного обучения. Вместе с тем, будучи сходной по общим направлениям, воспитательная деятельность мастера производственного обучения существенно отличается от воспитательной работы педагога общеобразовательной школы и преподавателя специальных дисциплин колледжа. Это обусловлено самим назначением колледжа в нашей стране – готовить квалифицированные кадры рабочих для предприятий. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать особенности воспитательной работы мастера.

Обучающийся колледжа – профессионально-направленная личность. Поступив в колледж бывшие школьники тем самым решили для себя трудную задачу - избрали профессию и сферу будущей деятельности. Профессиональный выбор резко влияет на ценностные ориентации, намерения, образа жизни. Вот как характеризуют изменения в подростках родители: «Впервые же дни после поступления в колледж сын на глазах стал меняться. Все то детское, подростковое, что так было видно нам, родителям, теперь стало в нем пропадать и отвергаться. Он рассказывал о столовой, где был на экскурсии и где будет работать после выпуска, с какой – то подчеркнутой солидностью. Когда я попыталась ему что-то советовать, он ответил: «Пора, мама, понять, что я уже не маленький», а я все время удивлялась, как изменился мальчик за эти годы учебы в колледже. Отсюда понятно, что воспитательная работа с обучающимися колледжа должна строиться иначе, чем со школьниками. Мастер обязан не профориентацию вести, а обеспечивать профессиональное самоутверждение личности, формировать устойчивый интерес к избранной профессии. При этом необходимо учитывать, что обучающиеся колледжа взрослее школьников, процесс их гражданского становления проходит интенсивнее, у них более развито чувства ответственности и самоконтроля. Обучающийся колледжа – это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспитания. 

Сегодня, я думаю, стало аксиомой то, что основной целью воспитательной работы является развитие личности ребенка.   Основными задачами воспитания в колледже являются:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
  • духовности и культуры;
  • инициативности и самостоятельности;
  • толерантности;
  • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледже господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого ребенка, чтобы каждый обучающийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только учителем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу ребенка, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном колледже успешно реализуются в группах.

Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. По моему мнению, это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.

  Они все делают для того, чтобы ребенок получал профессию с удовольствием и не разочаровался в ней. Именно мастера производственного обучения погружают ребенка в интересный мир кулинарного искусства.

Мастер производственного обучения – необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога производственного обучения и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно-воспитательном процессе. Он непосредственно обучает юношей и девушек профессиональному мастерству, вооружает их необходимыми инженерно- техническими знаниями. Он руководит свободным временем обучающихся. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. Поэтому характерной особенностью воспитательной деятельности мастера является ее многогранность.  Мастер производственного обучения ведет воспитательную работу не один, а вместе с прикрепленными преподавателями, преподавателями - предметниками, родителями, наставниками. Перед мастером стоит задача не столько общетрудового, сколько профессионального воспитания. Он формирует не общетрудовые, а профессиональные умения и навыки, не любовь к труду вообще, а любовь к конкретной специальности, определенные профессиональные интересы. Мастер  развивает творческие способности обучающихся в той области труда, которая подростками избрана.

Таким образом, сердцевина деятельности мастера - профессиональное воспитание обучающихся. Оно включает в себе важнейшие задачи: формирование интереса и любви к специальности; приобщение их к лучшим трудовым традициям базовых предприятий; вовлечение обучающихся в рационализаторство и изобретательство с учетом их профессиональной направленности; развитие у подростков технического и технологического мышления; формирование культуры труда в области профессиональной деятельности; формирование бережного отношения к собственности, к материалам, к правильному использованию рабочего времени; воспитание ответственности, дисциплинированности и организованности; формирование навыков коллективного труда и т.д.

Повышение качества образования, безусловно, определяется использованием новых интерактивных методов и современных технологий обучения.  Особую актуальность в обучении и воспитании обучающихся имеют информационно-коммуникативные технологии, способствующие реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально-нравственного, коммуникативного и эстетического. Используя информационные технологии, мастер может изменить характер изложения материала, формы контроля, выполнение индивидуальных, групповых заданий. Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала обучающимися, им гораздо интереснее работать, чем с обычной или печатным раздаточным материалом (4).

В педагогических воззрениях Абая, в его произведениях мы находим много ценного и для нашего времени. Он считал, что у каждого человека должна быть профессия, и чем раньше она приобретена, тем лучше. Только постоянная привязанность к определенному занятию приносит желаемый успех.

Таким образом, следуя методическим принципам, педагогическим идеям просветителей И. Алтынсарина и А. Кунанбаева в области обучения и воспитания, мы совершенствуем процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в современном обществе.(5)

 

    Литература.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка-Москва: Русский язык, 1990

2. Алтынсарин И.А. Собрание сочинений. В трех томах. –Алматы: Наука, Т.1, 1975

3. Антология педагогической мысли –Алматы: Рауан,  1995

4. Нурумова Г.Ж. И. Алтынсарин и А. Кунанбаев о педагогическом мастерстве учителя. Сборник статей областной НПК Костанай 2010  – с 208-210

5. Керибаева Н.Т. Использование просветительско-педагогического наследия А.Кунанбаева в содержании современного образования. Сборник статей областной НПК Костанай 2010 – с 155-158

                                                                                       Почему я выбрала профессию учителя?                                                                                           

      Е.Д. Перевалова, преподаватель русского языка и литературы                  

 КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

 

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

    Л. Толстой

Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии на протяжении двадцати лет? Почему не пыталась поменять ее на любую другую, более спокойную? Ведь педагогом быть, прямо скажу, нелегко. Далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.  Он должен быть творцом, не унывать, уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, нужным и любимым детьми, вселять в них уверенность и оптимизм. Быть человеком, сочетающим в себе такие качества и умения, не так-то просто. От современного учителя требуется большой объем знаний, которые он должен использовать в своей работе. Кроме того, самому педагогу необходимо самосовершенствоваться в сфере своей деятельности, чтобы быть интересным своим ученикам.

Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни, и чей опыт и умение вызывали в нас хорошую зависть. Так что ответ прост – меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы своего дела. С особой благодарностью я вспоминаю своего классного руководителя и учителя русского языка и литературы – Кальнаус Зою Ефимовну. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, Зоя Ефимовна, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога. А также, когда я выбрала этот путь, меня поддержали мама и бабушка, за что я им очень благодарна.

Каждый знает, что профессия учителя непростая. И  это не просто профессия, а призвание, которое должно стать смыслом жизни для него. Это служение в каком-то смысле и он должен самоотверженно нести эту миссию. Учительство в современном мире, скорее всего благотворительность. Его главная цель быть востребованным. Дело учителя – ученье, а общества – дать ему достойное средство к существованию.                                                                                                                           Учитель – это одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий. Мне вспоминаются замечательные слова: «Учитель – человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу». Она требует полной отдачи от человека, который по тем или иным причинам решил посвятить свою жизнь педагогике. Терпение, профессионализм, требовательность, отзывчивость, понимание – это лишь немногие качества, которые должны быть присущи настоящему учителю, список, который можно продолжать вечно. Спорить с тем, что все вышеперечисленное просто необходимо для того, чтобы стать хорошим педагогом, как мне кажется, было бы, по меньшей мере, глупо. Однако довольно часто я сталкиваюсь с мнением, что такая составляющая, как талант, совсем не обязательна, по крайней мере, в этом ремесле. Так ли это?  Наверное, идеальный педагог – это тот, который действительно способен чему-то научить, оставить память о своём предмете на долгие годы. Уроки такого педагога будут маленькими праздниками, а не чем-то тяжёлым, мучительным, где, по выражению одного моего знакомого преподавателя, «отсиживают срок». Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: Какой час на земле самый главный?  Какой человек на земле самый главный?  Какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Стать интересным, правда, довольно-таки тяжело, и не для всех направлений возможно. Идеальному учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю. (1)

Я предполагаю, что Учитель – это призвание свыше, а педагог - это профессия, это некий сгусток умений и навыков, который рождается благодаря теоретическим познаниям и практическим опытам на собственных уроках. Время педагога ограничено - 45 минут урока. Что он успеет за эти 45 минут? - этим проверяется мастерство педагога. Я люблю свою работу и испытываю неповторимое чувство гордости за своих воспитанников, которые добиваются успехов, умеют преодолевать трудности, ощущать в себе уверенность, свою значимость. Для меня также важно видеть результаты своего труда. Ведь учителю всегда кажется, что можно сделать лучше, чем получилось. Наверное, никого так часто не посещает чувство неудовлетворенности, недовольства собой и достигнутыми результатами, как педагоги. Реализация поставленных целей и достижение намеченных планов, воплощение в жизнь всех моих задумок, ведь от того зависит моё благосостояние, не только как материальное, так и духовное развитие личности. И я ценю эту жизнь, каждую минуту, прожитую на этой земле, радуясь каждому приятному, пусть даже маленькому моменту, ведь не познавая огорчений, я никогда не смогу оценить по -настоящему счастье, и то, что я имею в данный момент.                      И пусть у меня нет шикарной квартиры, зато у меня есть небольшой частный домик, любящий  муж, любимая дочь, понимающая и поддерживающая меня мама, замечательная работа. Разве это не счастье? И я не имею право останавливаться на достигнутом. Я продолжаю пробовать, дерзать, творить. Мне очень нравятся слова известного поэта и философа Ральфа Эмерсона «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед». Так же не нужно забывать о человечности по отношению друг к другу, нужно помнить о других людях и при возможности помогать им в зависимости от моих возможностей и компетенции. (2)                                                                                                                                             

А сейчас, спустя 20 лет, я решила учиться дальше. Ведь учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться.  Даже если педагог  добрался до вершины, нельзя останавливаться на достигнутом, ведь самое страшное – это понимание того, что больше не к чему стремиться. Убеждённая в том, что человек либо развивается, либо деградирует, я дала себе слово, что никогда не буду стоять на месте. Но, вне зависимости от того насколько сильно твое стремление к совершенству, время от времени чувствуешь как опускаются руки и больше нет ни сил, ни желания что-либо делать. Именно в такие моменты на помощь приходят люди, которые выслушают и поддержат в любой ситуации – наши педагоги. И мы, педагоги, никогда не должны забывать о том, что учитель – это, прежде всего,  призвание!

Литература.

 1. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.

2. Завалишина Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001. С. 193—203.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
uCoz